Открытка как зеркало эпохи

Окно в мир 20 века: разбираемся как родились и стали культурным феноменом почтовые открытки.


Открытки ArtHappy от Cityhometrade (одинарные с конвертом, CRD Mix 1).

История возникновения почтовой открытки

Всё началось с «почтовых карточек» или «открытых писем», как их называли в России. Это были не совсем открытки. Они представляли собой листы с адресом и сообщением. Всё: никакой картинки, никакого конверта. То есть то же письмо, но чуть дешевле и прочитать, кроме получателя, может кто угодно. Не удивительно, что охотников использовать почтовые карточки было не много.


Как же появилась та самая почтовая открытка, которую мы знаем сегодня?

Сама идея отправлять картинку с коротким сообщением без конверта родилась в XIX веке. Кто первым это придумал дискутировали до начала 21 века. Тогда Австрия и США бесконечно обсуждали, кто из них в 60-х годах девятнадцатого века был первым. Но в 2001 среди коллекции почтовых марок случайно обнаружили британскую карточку, адресованную Теодору Хуку. С одной стороны, на ней были изображены служащие почтового отделения, сидящие вокруг огромной чернильницы. С другой – почтовый штемпель с датой – 14 июля 1840 года. Подлинность открытки подтвердила Британская филателистическая ассоциация.

Рисунок на лицевой стороне открытки Penny Penates «Грошовые пенаты», 1840 год

  • Забавно, что по подозрениям исследователей открытку создал сам Хук и отправил самому себе, чтобы подразнить работников почтовой службы. Несмотря на это, она вошла в историю как самая старая. В 2002 году открытка была продана на аукционе за почти 32 тысячи фунтов. Сегодня это, грубо говоря, три с половиной миллиона рублей.


Оборотная сторона открытки Penny Penates «Грошовые пенаты» с первой почтовой маркой.

Как так получилось, что до популярности прошло ещё лет шестьдесят?

Да, первая открытка была отправлена в 1840 году. Но! Она была создана вручную. Сложно представить, что в 19 веке вы бы сели рисовать, чтобы отправить поздравление 12 родственникам. И зачем картинка? Не понятно. Так тогда и думали все. Поэтому в 60-х года 19 века в США, Австрии, а в России в 1872 году почтовые ведомства начали выпускать почтовые карточки без изображений. Спустя время, в 1874 году на Всемирном почтовом конгрессе в Швейцарии европейские страны подписали почтовую конвенцию и учредили Всемирный почтовый союз. Сообщения теперь можно было отправлять между странами значительно легче. Почтовые карточки начали активно использоваться. Но это ещё была не привычная нам открытка, а её прародительница.

Международная почтовая карточка Российской Империи

Как же всё поменялось?

По одной из версий случилась франко-прусская война. Солдаты стали писать домой, используя дешёвые и доступные почтовые карточки. Многие из них начали украшать их рисунками. В какой-то момент это приобрело невероятную популярность. «Идея!», - подумал не один европейский коммерсант, глядя на горки разрисованных посланий. В итоге почтовые ведомства сняли монополию, появились частные открытки. Те самые, что мы знаем сегодня: с одной стороны – изображение, с другой – сообщение и марка.

Так, английская компания «Raphael Tuck & Sons» Рафаэля Така в 70-x годах XIX века приобрела различных рисунков у художников на сумму в 50 000 марок.

Примеры открыток компании «Raphael Tuck & Sons».

А что в России?

Россия тоже вступила во Всемирный почтовый союз и тоже начала с карточек без изображений. Уже в 1896, после упразднения монополии почтового ведомства, печатать изображения на открытках начал Попечительный комитет о сестрах Красного Креста - «Община св. Евгении». Сначала это были репродукции русских художников, затем – фотографии.

Пример открытки Общины св. Евгении.

Открытки с фотографией.

Первая фотография была создана ещё в начале 19 века, но её создание было делом непростым и дорогим. Чтобы на этом как-то заработать, снимали в основном портреты.

  • Вы когда-нибудь задумывались о том, почему на старых фотографиях так мало улыбаются? Чтобы получить чёткое изображение, нужно было сидеть неподвижно несколько минут. Так долго тянуть улыбку не так весело, как может показаться. 

Впрочем, с развитием фотодела, распространением и выпуском доступных фотокамер, появились снимки городов, пейзажей. Никакого интернета, телевидения, путешествия – роскошь. Открытка стала для обычного человека способом посмотреть мир: увидеть места, где никогда не был.

  • В 1900 году компания Kodak выпустила камеру Brownie. Она была изготовлена из дерева и картона. Её цена составляла всего 1 доллар: неслыханно дёшево для аппаратов того времени.


Открытка на 200-летие Санкт-Петербурга.

А что с репродукциями?

Почти то же самое. Судите сами. Картина Васнецова или Брюллова красуется на открытке 1902 года. Что это значит для человека того времени в Екатеринодаре, который и на выставках скорее всего никогда не был? Это ценность, экспонат. Их хранят, показывают знакомым.


Открытка ArtHappy с металлизированным тиснением.

За 20 век почтовая открытка переживёт ещё много изменений, появятся новые виды, будут спад и новые пики популярности. Но пока, в 1905 году открытка – не просто часть повседневности, связь с близкими, это культурный феномен, окно в большой мир.


Обратная сторона одинарной открытки ArtHappy.

  • Мы в Cityhometrade считаем, что, на самом деле, и сегодняшняя открытка – это часть культурного кода, но уже нашего времени. Ведь использованные палитры, иллюстрации, которые на ней изображены, - отражение моды, тенденций, желаний и стремлений современного человека. Почему в век распространения искусственного интеллекта, мгновенной пересылки любых электронных картинок он выбирает почтовую открытку? Пожалуй, очень ценным становится то, что можно потрогать руками.